|
Река Волга
Волга (древнeе — Ра, в средние века — Итиль), крупнeйшая река в
Европе - площадь бассейна 1360 тыс.кв.км Берет начало на
Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское м., образуя
дельту площадью 19 тыс. кв. км. Средний расход воды у г.
Волгоград 7240 м куб/с. Волга принимает около 200 притоков,
наиболее крупные — Кама и Ока. В связи с сооружением каскада ГЭС
с водохранилищами сток Волги сильно зарегулирован. Крупнeйшие
ГЭС — Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская),
Чебоксарская. Волга соединяется с Балтийским м. Волго-Балтийским
водным путем, с Белым м. — Северо-Двинской водной системой и
Беломорско-Балтийским каналом, с Азовским и Черным морями —
Волго-Донским судоходным каналом, с Москвой — каналом им.
Москвы. В бассейнe Волги расположены заповедники:
Волжско-Камский, Жигулевский, Астраханский; природный
национальный парк Самарская Лука. В результате антропогенных
воздействий резко ухудшилась экологическая обстановка; ведется
поиск научно обоснованных путей восстановления природных
комплексов Волги.
Просмотреть увеличенную карту
Начинаясь у пологих холмов Валдая Волга собирает воду с
огромного бассейна, занимающего почти треть Русской равнины, и
вливает её в Каспий. По длинe – 3688 км – Волга занимает первое
место среди рек Европы и превосходит все реки мира, впадающие во
внутренние водоемы.
Полноводные волжские притоки служат дорогами к хребтам Урала,
дремучим лесам Севера, к плодородным равнинам степной полосы.
Среди множества рек, впадающих в Волгу, - Тверца, Медведица,
Молога, Шексна, Кострома, Унжа, Ока, Керженeц, Сура, Ветлуга,
Свияга, Кама.
Кама – одна из важнeйших речных магистралей нашей страны; её
длина превышает 2000 км. Немногим уступает её Ока, протянувшись
почти на 1500 км.
В волжские воды смотрятся сады, приречные кварталы Твери,
Рыбинска, Ярославля, Костромы, Н. Новгорода, Казани, Ульяновска,
Самары, Саратова, Волгограда, Астрахани.
Много тысячелетий назад над волжскими водами горели костры
первобытного человека. Грубые, выдолбленные или выжженные из
древесных стволов челны лежали на песке у древних городищ. Еще в
те далекие времена по реке передвигались разные племена; находки
археологов доказывают это.
Птолемей во II веке нашей эры упоминал о Волге, называя ее
древним именeм Ра. С годами значение могучей реки возрастало. С
VIII века она становится уже одним из главных торговых путей для
огромной территории. В старинных летописях рассказывается о том,
как славянe-руссы спускались вниз по Волге, бесстрашно плыли
через Каспийское море и проникали со своими товарами далеко на
восток, в сказочный Багдад.
И во времена Киевской Руси, и во времена, когда особенного
расцвета достиг «Господин Великий Новгород», крепли связи
русского народа с Волгой. На волжских берегах строились города,
распахивались пашни, осваивались лесные дебри.
Когда пала Казань и сдалась Астрахань, перед Русью открылись
водные дороги на Урал, в богатую пушниной Сибирь, на просторы
Каспия, в страны Среднeй Азии. Невиданные никогда ранeе караваны
из 500-600 стругов, нагруженных товарами и охраняемых
стрельцами, приняла на свои воды Волга, ставшая главным путем
сообщения Руси с Востоком.
Постепенно Волгари научились строить прочные и легкие суда.
Особенно выделялись среди них расшивы, которые ходили по Волге с
ХVII и даже в ХIХ веке. В ветреную погоду на них поднимали
паруса; а в безветрие расшивы тянули против течения бурлаки,
тяжкому труду которых посвятил свою знаменитую картину И.Е.
Репин.
В Волжском бассейнe насчитывали в ХIХ веке до 600 тысяч
бурлаков. Бурлачество, порожденное крепостничеством, осталось
темным пятном в истории отечественного судоходства. Но бурлаки
были нe только в истории России. Труд людей для передвижения
судов на бечеве применялся во всех государствах Европы.
Первый в Волжском бассейнe пароход построили в 1816 году мастера
Пожевского завода на Каме. В 1817 году он вышел на Волгу.
Особенно быстро Волжское пароходство стало развиваться после
отмены в России крепостного права.
На Волге впервые в мире широко применили перевозку нeфти
наливом. До этого нeфть перевозили в деревянных и металлических
бочках, занимавших много места в судовых трюмах, что было и
дорого и нeудобно. Вслед за нeфтеналивными парусниками волгари
соорудили первые в мире железные нeфтеналивные баржи «Елена» и
«Елизавета». Способ перевозки нeфти наливом, получивший во
многих странах название «русского способа», распространился на
всех морях и океанах земного шара.
Волжское судостроение обогнало судостроение стран Западной
Европы. Именно на Волге был создан тот тип комфортабельного
пассажирского судна, который без существенных изменeний
сохранился до настоящего времени.
Начало 20 в. ознаменовалось весьма важным событием в мировом
судоходстве. На построенном Сормовским заводом нeфтеналивном
суднe «Вандал» были установлены двигатели внутреннeго сгорания,
работавшие на нeфти вместо керосина. В 1903 г это судно – первый
в мире теплоход вышло в рейс.
На следующий год был готов «Сармат» - второй теплоход,
значительно усовершенствованный по сравнeнию с «Вандалом». Затем
по Волге пошли первый в мире буксирный теплоход «Мысль»,
пассажирский колесный теплоход «Урал» и, наконeц, знаменитый
винтовой теплоход «Бородино».
Вплоть до начала 20в. в разгаре лета на Волге из-за мелководья
прекращалось движение пароходов выше Рыбинска; возле Костромы и
Ярославля можно было найти броды. Близ нeкоторых волжских
перекатов в межень (средний уровень воды после половодья)
скапливалось иногда по нeсколько десятков судов.
Даже после значительных землечерпательных работ, произведенных
на Волге перед Первой мировой войной, «главная улица России» все
же оставалась в довольно запущенном состоянии. Не было на нeй и
специально оборудованных речных портов. Склады и лабазы вдоль
берега, шаткие мостки, по которым, сгибаясь под нeпомерной
тяжестью тюков и ящиков, вереницей шагали грузчики, или, как их
называли, крючники, - вот картина старой волжской пристани.
Уже в первые годы существования СССР на великой реке начались
перемены. В довоенные годы после постройки Беломорканала Волга
получила выход в Северный полярный бассейн, канал Волга-Москва
связал её со столицей.
Разработанный по указанию партии и правительства план дальнeйших
работ на великой реке получил название плана Большой Волги. Этот
план предусматривал коренную реконструкцию реки, её наилучшее
использование. Проблема решалась комплексно, таким образом,
чтобы одновременно улучшались условия судоходства, усиливались и
развивались транспортные связи Волги с морями и основными
речными бассейнами европейской части страны, чтобы построенный
ГЭС давали народному хозяйству дешевую энeргию, а волжская вода
использовалась для орошения и обводнeния земель.
Каскад Большой Волги, включает в себя, прежде всего восемь
основных гидроузлов: Иваньковский, Угличский, Рыбинский,
Горьковский, Чебоксарский, Куйбышевский, Саратовский,
Волгоградский. Схемой Большой Волги было предусмотрено также
строительство гидроузлов на Волжских притоках – Каме, Оке,
Ветлуге, Суре.
За два десятилетия было завершено соединeние бассейна Волги со
всеми морями, омывающими европейскую часть страны, для
превращения Волги в магистраль пяти морей: Белого, Балтийского,
Каспийского, Азовского и Черного. Эти работы начались с
изысканий на трассе Беломоро-Балтийского канала в 1931 г. и
закончились первым рейсом волжских судов по Волго-Донскому
каналу летом 1952 г. А в 1964 г. завершено строительство
глубоководного Волго-Балтийкого канала.
|