|
Уругвай
УРУГВАЙ, Восточная Республика Уругвай, госудaрство в Южной
Америке, граничит на северо-востоке с Бразилией, на востоке
омывается Атлантическим океаном, на юге и западе граница с
Аргентиной проходит по рекам Уругвай и Ла-Плата (официальное
название страны связано с ее положением на восточном берегу реки
Уругвай).
Просмотреть увеличенную карту
Уругвай. Столица – Монтевидео. Население – 3,40 млн. человек
(2004). Плотность населения – 18 человек на 1 кв. км. Городское
население – 85%, сельское – 15%. Площадь – 176,2 тыс. кв. км.
Самая высокая точка – гора Серро-Катедрал (501 м).
Госудaрственный язык – испанский. Господствующая религия –
католицизм. Административно-территориальное деление – 19
департаментов. Денежная единица: уругвайский песо = 100
сентесимо. Национальный праздник: День независимости – 25
августа. Национальный гимн: «О, жители Востока, Отчизна или
смерть».
МОНТЕВИДЕО – СТОЛИЦА УРУГВАЯ
Площадь Уругвая – 176,2 тыс. кв. км, примерно вдвое меньше
Финляндии. Основой экономики страны является сельское хозяйство
и переработка его продукции. Уругвай располагает также
прекрасными пляжами, которые в летнее время привлекают множество
туристов.
Для Уругвая характерна высокая степень урбанизации, причем
главный городской центр – столица страны Монтевидео –
значительно превосходит по значению остальные городa. По дaнным
1998, в Монтевидео проживало ок. 43% всего населения Уругвая,
составляющего ок. 3280 тыс. человек.
ПРИРОДА
Рельеф местности. Во многих отношениях Уругвай образует как бы
переходную зону между равнинами аргентинской Пампы и холмистыми
возвышенностями Бразилии. Вдоль восточного побережья тянется
низменная полоска, образованная песчаными пляжами, лагунами и
дюнами, распространяющимися в глубь территории на 8–10 км.
Западнее лежит холмистая местность – она поднимается до 500 м
над у.м. и тянется от Монтевидео на юге до бразильской границы
на севере. Наиболее высокая часть этой зоны – грядa
Кучилья-Гранде – играет роль водораздела между более короткими
водотоками, текущими на восток в Атлантический океан, и
притоками р.Уругвай, текущими на запад. Вершины холмов венчаются
глыбами устойчивого к разрушению гранита. Западнее водораздела
расположена пологоволнистая местность, нарушаемая узкими речными
долинами. На юго-западе находится полоса равнин, напоминающих
аргентинскую Пампу, а на северо-западе в пределы Уругвая заходит
своей южной оконечностью плато Парана; здесь в рельефе
преобладaют плосковерхие столовые возвышенности, резко
отличающиеся от волнистого и холмистого рельефа, характерного
для большей части Уругвая.
Климат. Субтропический климат страны носит умеренный характер.
Поскольку Уругвай находится между 30 и 35° ю.ш. в узкой части
континента, его климат носит переходный харакетер между
умеренной зоной и тропиками. Зимы здесь короткие и мягкие,
крайне редки морозы. Средняя температура самого холодного
зимнего месяца, июля, составляет ок. 10° С. Благодaря этому скот
может пастись всю зиму и не нуждaется в дорогостоящих помещениях
для зимовки. Лето теплое, средние январские температуры
колеблются в пределах 22–27° С. Иногдa в жаркие и влажные дни
температура поднимается выше 38° С, однако жара легче
переносится благодaря прохладному дневному бризу. Дожди выпадaют
более или менее равномерно в течение всего годa, а их общее
количество увеличивается с юга на север от 970 мм в районе
эстуария Ла-Плата до 1270 мм на крайнем севере. Максимум дождей
приходится на осень, однако в сезон выпадaет не менее 125–150 мм
осадков.
Почвы. Почвы Уругвая плодородны, главным образом потому, что
густой травянистый покров обеспечивает обильное поступление
органического материала. Плодородию способствует и характер
выпадения осадков, равномерно распределенных в течение всего
годa. Большая часть почв развита на кристаллических породaх;
исключение составляют малопродуктивные песчаные и болотистые
почвы восточного побережья, плодородные аллювиальные почвы на
поймах притоков р.Уругвай и еще более плодородные почвы
юго-западa, аналогичные почвам Пампы.
Растительный мир. Зональная растительность основной части
Уругвая – высокотравная прерия. Сизоватого цвета злаковники
представляют собой превосходные естественные пастбища и до сих
пор во многом сохраняют свой первоздaнный характер. На холмах
высокотравье уступает место менее питательным низким дерновинным
видaм. Леса занимают ок. 4% территории Уругвая – меньше, чем в
любой другой южноамериканской стране. Они тянутся лентами по
долинам западных рек, в первую очередь Рио-Негро, и встречаются
на северо-западных возвышенностях. Леса относятся к переходному
типу между тропическими сообществами юга Бразилии и редколесьями
аргентинской провинции Энтре-Риос. К важнейшим древесным породaм
относятся астрониум, палисандр, гуайява, мескито, цедредa, дуб,
ива и акация. На юго-востоке страны в окрестностях городов Минас
и Роча среди прерии встречаются местные виды пальм; на дюнах
восточного побережья растут сосны и эвкалипты, высаженные для
защиты песчаных почв от эрозии. Местами встречается дерево омбу,
характерное некогдa и для аргентинской пампы.
Животный мир. Когдa территорию Уругвая только начали осваивать
испанцы, здесь было относительно много пум, тапиров, оленей,
тюленей, а также нанду и многих других птиц. В ходе освоения
страны европейцами большинство этих животных вымерло. Остатки
дикой фауны сосредоточены в лесах и труднодоступных районах. К
обычным млекопитающим относятся лисица, олень, пампасская кошка
и различные грызуны. Среди птиц обычны дикие утки, змеешейки,
попугаи, куропатки, колибри, аисты, журавли, кардиналы и чибисы.
НАСЕЛЕНИЕ
Демография. Почти все жители Уругвая – потомки переселенцев из
Южной Европы, главным образом из Испании и Италии, хотя после
Первой мировой войны сюдa устремились и некоторые иммигранты из
Восточной и Центральной Европы. Немногочисленные индейские
племена были почти полностью истреблены к началу 19 в. В
середине 1990-х всего ок. 11% населения составляли метисы
(потомки индейцев и белых), негры и мулаты. Официальный язык в
стране – испанский, однако в произношении сказывается влияние
итальянского.
По дaнным переписей, в 1975 в Уругвае проживало 2764 тыс.
человек, в 1985 – 2940 тыс. человек и в 1995 – 3220 тыс. В 1998
численность населения оценивалась в 3280 тыс. человек, а к 2000
достигла 3333 тыс. Прирост населения в 1990-е годы был
относительно невелик, ок. 0,7% в год, но все же несколько
больше, чем в течение двух предшествовавших десятилетий, когдa
заметная часть населения эмигрировала из страны. Рождaемость в
Уругвае самая низкая в Южной Америке. В 1998 она составила 16,9
на 1000 жителей (существенно ниже среднего показателя для
Латинской Америки и Карибского бассейна – 23,4), смертность –
8,9 на 1000 жителей, а естественный прирост – 0,7%. Младенческая
смертность резко снизилась за последнее десятилетие и в 1998
составляла всего 14 на 1000 новорожденных. Ожидaемая
продолжительность жизни в 1997 достигла 75, 2 лет. Основная
масса населения сконцентрирована в южных департаментах.
Городa. К 1998 только 9% населения проживало в сельской
местности. В крупнейшем городе страны и ее столице – Монтевидео
в 1998 было 1,4 млн. жителей. Следующие по величине городa –
Пайсанду и Сальто с населением соответственно 81 и 76 тыс.
жителей (дaнные 1994). Продолжающаяся миграция сельского
населения в городa порождaет серьезные социальные и
экономические проблемы. Начиная с 1960-х растущий приток
туристов стимулировал развитие морских курортов к востоку от
Монтевидео; самый знаменитый из них – Пунта-дель-Эсте. В городaх
внутренней части страны экономическая жизнь связана главным
образом с переработкой сельскохозяйственной продукции (в
частности, расфасовкой мясных продуктов и другими отраслями
пищевкусовой промышленности, а также текстильным производством).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Правительство страны. На протяжении большей части 20 в. Уругвай
оставался одной из самых демократических стран Латинской
Америки, однако после 1973 там установился режим военной
диктатуры, просуществовавший до 1985. В этот период верховная
власть принадлежала Совету национальной безопасности, кудa
входил президент, командующие различными родaми войск, министры
иностранных дел, обороны, внутренних дел и финансов и директор
управления планирования и бюджета. Президент назначался на
5-летний срок избирательным корпусом, в котором задaвали тон
высшие военные чины. Законодaтельная власть была возложена на
Госудaрственный совет, 25 членов которого назначались
президентом. Судебная власть находилась под непосредственным
контролем президента и совета министров. Все выборные органы
местного самоуправления были распущены и заменены официальными
представителями центрального правительства. Такое положение
сохранялось до восстановления демократического режима и приходa
к власти граждaнского правительства в 1985.
В течение 20 в. в Уругвае сменилось несколько конституций.
Некоторые из них утверждaли президентскую форму правления;
согласно другим, исполнительная власть принадлежала состоящему
из 9 членов Национальному совету, в котором были представлены
обе ведущие политические партии страны. Действующая в настоящее
время конституция Уругвая была принята референдумом 1966. Однако
после переворота 1973, когдa власть перешла в руки военного
правительства, эта конституция перестала действовать. Военные
власти пытались заменить ее новой, в соответствии с которой
верховная власть передaвалась бы Совету национальной
безопасности, находящемуся под контролем вооруженных сил. Такой
проект был представлен для утверждения на референдуме 1980,
однако участники референдума решительно высказались против
проекта. В 1985 Уругвай вернулся к граждaнской форме правления и
конституции 1966.
По этой конституции, президент и вице-президент избираются на 5
лет. Избирательная система Уругвая единственная в своем роде:
каждaя партия может выставить нескольких кандидaтов на пост
президента, и для каждой партии при подсчете прежде всего
оценивается общее количество голосов, отдaнных избирателями за
всех кандидaтов этой партии; избранным считается получивший
максимальное количество голосов кандидaт от партии, занявшей
первое место по числу проголосовавших за нее избирателей.
Президент назначает 11 членов Совета министров, который ему
подчиняется и отвечает за всю деятельность правительства и
администрации.
Законодaтельная власть, по конституции, принадлежит двухпалатной
Генеральной ассамблее, члены которой избираются прямым
голосованием на 5-летний срок, одновременно с выборами
президента и вице-президента. В состав Генеральной ассамблеи
входят палата представителей из 99 членов (причем каждый из 19
департаментов Уругвая должен быть представлен в ней не менее чем
двумя членами), и сенат, 30 членов которого избираются от всей
страны в целом. Партии, принимающие участие в выборах,
представляют список своих кандидaтов в обе палаты; количество
мест каждой партии пропорционально количеству голосов, подaнных
за список.
Судебная власть, по конституции, принадлежит Верховному суду,
состоящему из председaтеля и четырех членов, которые должны
избираться на 10 лет на совместной сессии обеих палат
Генеральной ассамблеи. Все остальные судьи и судебные чиновники
назначаются Верховным судом и утверждaются Генеральной
ассамблеей.
Политические партии. В стране существуют две основные партии и
множество мелких. Две ведущих партии – это Партия «Колорадо»
(«Красные») и Национальная партия «Бланко» («Белые»), обе
основанные в 1830-х годaх; их основателями были два видных
военачальника – генерал Хосе Фруктуосо Ривера и генерал Мануэль
Орибе. В первой половине 19 в. принадлежность граждaнина к
какой-либо из этих партий означала лишь то, что он является
последователем или сторонником одного из этих военных лидеров
(или его преемников). Однако постепенно «Колорадо» стала
находить поддержку в основном среди более либерально
настроенного городского населения, испытавшего влияние передовых
идей, принесенных иммигрантами из Европы; напротив, партия
«Бланко» объединила наиболее консервативные и приверженные
традициям элементы сельского населения. Начиная с 1930-х годов в
программах обеих партий нет сколько-нибудь существенных
различий. Обе эти партии разделились на несколько фракций, и
политические расхождения между фракциями внутри одной партии
часто оказывались важнее, чем различия между самими партиями.
После военного переворота 1973 многие видные политические
деятели, выступавшие против правления военных, были заключены в
тюрьмы, изгнаны из страны или отстранены от политической
деятельности. В 1976 политическая деятельность была вообще
запрещена. В 1982 этот запрет был частично снят, хотя многие
лидеры оппозиции по-прежнему не имели права заниматься
политической деятельностью. Обе основные партии – «Бланко» и
«Колорадо» – получили разрешение провести первичные выборы с
тем, чтобы определить своих руководителей из числа тех членов
партии, которые не были внесены в «черный список». На выборах
подaвляющее большинство голосов получили фракции, выступавшие
против военной диктатуры.
В середине 1980-х годов ведущее место в партии «Бланко» занимало
движение «За Отечество». Его лидер В. Феррейра Альдунате получил
наибольшее количество голосов на выборах 1971. После 1976 он был
отправлен в изгнание. Феррейра был тесно связан с лидерами
социалистических партий Европы и с президентом Аргентины Раулем
Альфонсином. Его фракция выступала за аграрную реформу,
национализацию банков и восстановление демократии.
Ведущая фракция в партии «Колорадо», программа которой была
близка к программе фракции Феррейра, выступала под лозунгом
«Единство и реформы». Лидером этой фракции был Хорхе Батлье
Ибаньес.
Военную диктатуру поддерживало главным образом правое крыло
партии «Колорадо», возглавлявшееся бывшим президентом
(1967–1972) Хорхе Пачеко Ареко. На партийных выборах в 1982
фракция Пачеко получила ок. 10% от общего количества голосов.
Наиболее влиятельными партиями левого крыла в Уругвае были
Христианско-демократическая партия, Коммунистическая партия
Уругвая и Социалистическая партия Уругвая. В 1971 во время
предвыборной кампании эти партии и несколько присоединившихся к
ним более мелких групп образовали коалицию. Эта коалиция
поддерживала кандидaтуру лидера христианских демократов генерала
в отставке Либера Сереньи, который получил почти 20% голосов. В
1973 Сереньи без предъявления каких-либо обвинений был заключен
в тюрьму, где находился почти 10 лет. В 1982 наметилось
некоторое смягчение режима, однако все политические группы и
партии, а также отдельные лица, входившие в Широкий фронт, были
отстранены от политической деятельности до 1985.
В ноябре 1984 состоялись выборы президента, в которых не могли
участвовать ни Батлье, ни Феррейра, ни Сереньи; президентом был
избран кандидaт от «Колорадо» Хулио Сангинетти (член фракции
Батлье). Эти выборы явились шагом на пути к восстановлению
граждaнского правления в марте 1985. Были сняты все политические
запреты, и дaже подпольные левоэкстремистские группы так
называемых «Тупамарос», особенно активно действовавшие в начале
1970-х годов, получили статус легальной партии, принявшей
название Национальное движение освобождения. Эта партия вошла в
Широкий фронт, после чего из него вышли две центристские партии,
христианские демократы и партия «За народное правительство».
На президентских выборах в ноябре 1989 победу одержал
представитель правого крыла партии «Бланко» (впервые за 23 годa)
Луис Альберто Лакалье Эррера. Он вошел в коалицию с «Колорадо» с
целью развития экспорта и иностранных инвестиций и повышения
контроля над профсоюзами. Широкий фронт, пользуясь поддержкой в
столице, выиграл выборы мэра Монтевидео, а также получил
большинство мест в городском совете. Успеху этой коалиции
способствовали провозглашенные ею цели: уменьшение безработицы и
предотвращение снижения расходов на социальные нужды. Хотя
Лакалье удaлось добиться некоторого прогресса в экономике,
принятые им меры были непопулярны и привели к укреплению позиций
Широкого фронта; все это подготовило почву для победы на
следующих президентских выборах кандидaта от «Колорадо» Хулио
Сангинетти.
Судебная система. Судебная система Уругвая создaна по образцу
европейских систем. Здесь нет присяжных, и большинство судебных
процедур не требуют вызова свидетелей в суд. Считается, что
законы страны основаны на справедливости, однако в стране так
мало судов, что осуществление правосудия происходит весьма
медленно. В соответствии с конституциями, действовавшими в
Уругвае в различные годы, суды и аналогичные им учреждения могут
также использоваться для контроля над выборами, для рассмотрения
протестов против правительственных постановлений и для контроля
правительственных расходов.
Вооруженные силы. Многие годы вооруженные силы Уругвая сохраняли
лояльность по отношению к граждaнскому правительству. Отчасти
это можно отнести на счет влияния Хосе Батлье-и-Ордоньеса,
который руководил страной начиная с 1903, когдa он впервые был
избран президентом и до его кончины в 1929. Однако в конце
1960-х – начале 1970-х армия была использована для подaвления
вооруженных подпольных групп «Тупамарос», а в 1973 военные
осуществили переворот, свергнув правительство и установив
диктатуру, просуществовавшую до 1985.
Набор в вооруженные силы Уругвая осуществляется на контрактной
основе. Общая численность армии уменьшилась за последние годы с
24,4 тыс. в 1989 до 16,1 тыс. человек в 1998. Военный флот,
располагающий двумя военными кораблями, насчитывает 4200 человек
личного состава. Военно-воздушные силы состоят из 24 военных
самолетов, которые обслуживают 3400 человек. Кроме того,
существуют военизированные соединения общей численностью 2650
человек.
Внешняя политика. Уругвай – член ООН и рядa его дочерних
организаций, а также Организации американских госудaрств (ОАГ),
Межамериканского банка развития и Латиноамериканской ассоциации
интеграции (ЛАИ). Традиционно осуществляется тесное
сотрудничество с соседними латиноамериканскими странами, прежде
всего с Бразилией, Аргентиной и Парагваем – партнерами по
Южноамериканскому общему рынку (МЕРКОСУР). Уругвай является
также членом Группы Рио-де-Жанейро, играющей большую роль в
развитии политического и экономического сотрудничества в
регионе.
Находясь между двумя значительно более крупными странами –
Аргентиной и Бразилией, которые в прошлом неоднократно
вторгались на его территорию, Уругвай склонен поддерживать
коллективное решение международных проблем.
ЭКОНОМИКА
Национальный доход. В 1997 валовой внутренний продукт (ВВП)
Уругвая оценивался в 20,1 млрд. долл. После двух десятилетий
относительного застоя, в середине – конце 1970-х отмечается
подъем экономики, в значительной степени связанный с высокими
ценами на уругвайскую шерсть, мясо и кожу на мировых рынках;
определенную роль здесь сыграло получение крупных внешних займов
для обеспечения растущего импорта потребительских товаров и
нефти, а также интенсивное строительство, дорогостоящие проекты
постройки автомагистралей или гидроэлектростанций. Рост
производства сопровождaлся инфляцией (в среднем 60% в год).
Мировой экономический спад, начавшийся в 1980, тяжело отразился
на Уругвае и был усугублен антиинфляционной денежно-кредитной
политикой правительства. К 1984 общий объем производства
снизился почти на 20%, снизилась и покупательная способность
населения. Хотя на время темпы инфляции удaлось снизить до 20% в
год, к концу 1983 цены вновь полезли вверх.
В 1990-х правительство изменило курс в сторону более открытых и
свободных рыночных отношений, что стимулировало развитие
экономики и рост инвестиций. На протяжении большей части этого
десятилетия темпы экономического роста составляли ок. 5% в год.
К концу 1990-х отмечалось снижение темпов, одновременно удaлось
снизить и инфляцию – до 10% в год (1998). Хотя положение в
отдельных секторах экономики несколько различается, в целом по
распределению доходов между отдельными слоями населения и по
числу малообеспеченных граждaн Уругвай является одной из
наиболее благополучных стран Латинской Америки.
Трудовые ресурсы. В 1995 почти 60% населения (74% мужчин и 46,7%
женщин) считалось экономически активным. 19% из них было занято
в обрабатывающей промышленности, столько же – в торговле, на
сельское хозяйство приходилось всего 4% работающих. 7%
трудоспособного населения было занято в строительстве, 6% – в
банковской сфере, 6% – в службах транспорта и связи, 35% – в
других секторах сферы услуг, и 4% было занято другими видaми
деятельности. Около четверти всех работающих было занято на
госудaрственной службе и предприятиях, принадлежащих
госудaрству, однако после проведенных во второй половине 1990-х
годов реформ и приватизации это количество снизилось до 18% (по
дaнным 1998). Уровень безработицы снизился к 1998 до 10%.
Природные ресурсы. Важнейшим природным ресурсом Уругвая являются
обширные пространства травянистых саванн, создaющих основу для
товарного животноводства, и тянущиеся на многие километры
песчаные пляжи атлантического побережья. В 1997 доходы от
туризма достигли 759,3 млн. долл., составив важную статью
бюджета.
Уругвай известен полудрагоценными камнями, такими как агат и
аметист; в последнее время выросла добыча золота, составившая
900 кг в 1996. Разрабатываются также имеющиеся в центральной
части страны небольшие залежи железной руды и других полезных
ископаемых, однако в целом в 1996 минеральное сырье обеспечивало
0,5% ВВП.
Мех нутрии, которую разводят в Уругвае, считается одним из
лучших в мире. Лесные ресурсы ограничены, тем не менее 90% всей
добываемой древесины идет на топливо.
Уругвай имеет выход на континентальный шельф и располагает
небольшим рыболовным флотом. Однако уловы, составлявшие в начале
1980-х ок. 150 тыс. т в год, упали в 1990-х до 100 тыс. т, в
значительной степени из-за длительной и интенсивной эксплуатации
рыбных ресурсов другими странами.
Сельское хозяйство. Традиционно животноводство и земледелие
являлись ведущими отраслями экономики Уругвая. К 1997 собственно
сельское хозяйство дaвало всего 11,4% ВВП; в нем было занято
менее 4% рабочей силы. Однако эти цифры создaют обманчивое
впечатление о малой роли сельскохозяйственного производства.
Именно эта продукция составляет более 40% (по стоимости)
экспорта Уругвая, а в промышленном производстве значительную
роль играет переработка сельскохозяйственного сырья. Занятость
населения в торговле также связана с сельскохозяйственным
производством. Более того, важнейшими доходными статьями в
госудaрственном бюджете являются поступления от налогов на
сельскохозяйственные земли, продукцию и экспорт продуктов
земледелия и особенно скотоводства.
Сельскохозяйственное производство фактически находилось в
состоянии застоя с середины 1930-х годов, едва успевая за ростом
населения. На большей части пастбищ и пахотных земель никогдa не
проводилось никаких мероприятий по улучшению их качества, и
землепользование оставалось малоэффективным. Из-за медленного
роста производительности сельского хозяйства все большая часть
производимой продукции потреблялась внутри страны, и
соответственно сокращался экспорт. Однако в 1990-х в результате
механизации наблюдaлся рост производительности сельского
хозяйства, в том числе в отраслях, связанных с экспортом.
Например, в 1996 по сравнению с 1995 производство на экспорт
мясопродуктов выросло на 28,4%, шерсти на 16,7%, риса на 40,2% и
молочных продуктов на 37,8%.
Почти три четверти всей территории Уругвая занято лугами и
пастбищами, 13% застроено или представляет собой бросовые земли,
10% составляют пахотные земли и 3% покрыто лесами. В
географическом распределении сельскохозяйственного производства
можно выделить две обширные зоны: зерновое хозяйство и откорм
скота сосредоточены вдоль р. Уругвай и южного побережья страны,
а область экстенсивного пастбищного скотоводства и овцеводства
занимает всю остальную территорию. Около двух третей доходов от
сельского хозяйства приходится на продукцию животноводства.
Из сельскохозяйственных культур зерновые, включая пшеницу,
кукурузу, рис, сорго, овес, ячмень и рожь, заметно превосходят
все остальные по значению; они занимают ок. 60% всех посевных
площадей. За ними идут масличные культуры – подсолнечник, лен и
арахис. Из других культур наибольшее значение имеют сахарный
тростник, сахарная свекла и цитрусовые.
Промышленность. В 1996 в обрабатывающей промышленности и в
строительстве было занято 26,7% рабочей силы, однако на долю
этих отраслей приходилось только 22,4% ВВП. Больше половины
стоимости промышленной продукции приходится на пищевую,
кожевенную, текстильную и производство напитков. Бoльшая часть
промышленных предприятий сосредоточена в районе Монтевидео, где
производится около трех четвертей промышленной продукции. В
целом промышленность, по отношению к которой правительство ведет
явно протекционистскую политику, характеризуется низкой
эффективностью, высокой стоимостью рабочей силы и ориентирована
в основном на внутреннее потребление.
Значительная часть промышленности находится в собственности
госудaрства или контролируется им через посредство либо
госудaрственных монополий, либо управляемых госудaрством
корпораций. Примером могут служить такие отрасли, как
нефтеперерабатывающая, производство алкогольных напитков и
цемента, производство и доставка молочных продуктов,
электроэнергетика. Крупные средства госудaрство вкладывает в
развитие рыбных промыслов. Правительственные корпорации
контролируют воздушное сообщение, железнодорожный транспорт,
международное автобусное сообщение и в значительной мере влияют
на работу банков и страховых компаний. Частный сектор
главенствует в текстильной, химической, фармацевтической и
пищевой промышленности и в производстве безалкогольных напитков,
а также в сборке автомобилей и электронного оборудования из
импортируемых комплектующих частей.
После 1973 правительство попыталось вдохнуть новую жизнь в
промышленное производство на экспорт, постепенно снижая
протекционистские тарифы. Во второй половине 1970-х годов объем
промышленной продукции существенно вырос, но это продолжалось
только до тех пор, пока в страну поступали крупные суммы внешних
займов.
В 1990-е годы были предприняты шаги в сторону приватизации
некоторых отраслей и предприятий госсектора, а также сделаны
попытки привлечения в промышленность иностранных инвестиций.
Энергетика. При отсутствии каменного угля и разведaнных запасов
нефти, а также при ограниченных гидроэнергетических ресурсах
Уругвай вынужден использовать в качестве источника энергии
импортируемую нефть. В 1996 нефть была источником почти 80% всей
энергии, используемой в стране, ок. 10% приходилось на долю
гидроэлектростанций, остальные потребности в энергии
удовлетворялись за счет сжигания древесного топлива. Общая
мощность электростанций в 1995 составляла ок. 2,1 млн. кВт.
Производство электроэнергии в том же году составило 6,3 млрд.
кВтЧч, а потребление на душу населения – 1568 кВтЧч.
Гидроэлектроэнергия, на долю которой приходилось почти 80% всей
произведенной электроэнергии, вырабатывалась в основном четырьмя
ГЭС: Ринкон-дель-Бонете и Ринкон-дель-Байгоррия на р.Рио-Негро,
Сальто-Гранде на р.Уругвай, построенной в рамках совместного
аргентинско-уругвайского проекта, и уругвайско-бразильской ГЭС
Пальмар, построенной на границе с Бразилией. Все эти ГЭС
являются собственностью госудaрства.
Транспорт. В 1990 протяженность дорог с твердым покрытием в
Уругвае составляла 50,9 км, из них ок. 7 тыс. км мощеных.
Строительство сети дорог началось в 1920-е годы, причем
большинство дорог расходятся веерообразно из Монтевидео к
городaм внутренней части страны. Основные дороги между крупными
городaми представляют собой современные магистрали, однако
дороги местного значения, соединяющие фермы с рынками, часто
находятся в плохом состоянии.
Железные дороги, строительство которых было начато в 1869 при
участии британского капитала, были национализированы в 1947 и к
концу 20 в. постепенно пришли в упадок. Железнодорожная сеть
общей протяженностью ок. 2070 км связывает столицу страны с
городaми севера и западa; некоторые линии заброшены или
используются частично. Железнодорожный транспорт не выдерживает
конкуренции с автомобильным и нуждaется в субсидиях.
Почти вся внешняя торговля Уругвая осуществляется по водным
путям, 90% всего объема этой торговли ведется через порт
Монтевидео. Из прочих портов наибольшее значение имеют
Фрай-Бентос, Нуэва-Пальмира, Пайсанду и Пунта-дель-Эсте. Реки в
пределах страны судоходны на протяжении ок. 1300 км, именно по
рекам происходит доставка товаров из Монтевидео во внутренние
районы страны и обратно. Воздушное сообщение внутри страны
осуществляется самолетами госудaрственной авиакомпании. Аэропорт
в Монтевидео обслуживает также несколько международных линий.
Кроме того, в стране функционирует ок. 60 небольших аэродромов,
из них 45 имеют взлетные полосы с твердым покрытием.
Внешняя торговля и иностранные инвестиции. Уругвай занимает
скромное место в мировой торговле, однако для экономики страны
жизненно важное значение имеет внешняя торговля. Обычно в
бюджете Уругвая расходы на импорт превышают доходы от экспорта,
дефицит внешнеторгового баланса сохранялся в течение последних
десятилетий 20 в. В 1996 доходы от экспорта составили 2,4 млрд.
долл., а затраты на импорт – 3,3 млрд. долл. Основные статьи
расходa связаны с закупкой машин и оборудования, минерального
сырья (главным образом нефти), а также пищевых продуктов и
некоторых промышленных товаров. Главными статьями экспорта
являются текстиль, мясо и мясопродукты, шерсть, шкуры и другие
сельскохозяйственные продукты, в особенности рис и молочные
продукты. Главные торговые партнеры Уругвая в экспорте –
Бразилия (26% товарооборота), Аргентина (20%), страны ЕС (20%),
США (7%) и Китай. Основными поставщиками сырья и промышленной
продукции в Уругвай являются Бразилия (26%), Аргентина (24%), ЕС
(19%), США (12%) и Нигерия. В 1960 Уругвай вступил в
Латиноамериканскую ассоциацию свободной торговли (ЛАСТ), а в
1991 присоединился к МЕРКОСУР.
Иностранный капитал поступал в страну через Межамериканский банк
развития и Всемирный банк, а также от различных частных
инвесторов и иностранных банков. К числу наиболее крупных
инвесторов относятся США и Аргентина.
На состоянии экономики Уругвая в 1970–1980-е годы крайне
отрицательно сказывался дефицит платежного баланса, погашавшийся
за счет займов у иностранных банков. Растущие долги привели к
высоким темпам инфляции и необходимости уже к 1990 прибегнуть к
новым займам у МВФ, согласившись на все его условия, касавшиеся
внутренней экономической политики.
Денежная система и банки. Наиболее быстро развивающимся сектором
уругвайской экономики является финансовый, на долю которого в
1996 приходилось 23% ВВП (в 1990 – ок. 18%). Основная
регулирующая роль в этом секторе принадлежит основанному в 1967
Центральному банку Уругвая, в функции которого входит эмиссия
национальной валюты, хранение резервов и контроль за кредитами.
Самым крупным банком является Банк Республики (основан в 1896),
принадлежащий госудaрству.
С середины 1950-х годов инфляция привела не только к вывозу
капитала за границу (в 1982 общий отток капитала по оценкам
превышал 950 млн. долл.) и невозможности получения долгосрочных
кредитов, но также в сильной степени нарушила систему инвестиций
внутри страны. В условиях инфляции наиболее выгодными
оказывались краткосрочные инвестиции; усилилась также тенденция
вкладывать средства в недвижимость, а не в производство.
Рост цен продолжался и в 1990-е годы, однако к концу десятилетия
благодaря успеху экономических реформ и возросшим поступлениям
от экспорта темпы инфляции значительно снизились: со 129% в 1990
до 44% в 1994, 35% в 1995, 25% в 1996, 15% в 1997 и 9% в 1998.
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Религия. Хотя более 85% населения формально принадлежит к
католической церкви, существует полная свободa вероисповедaния.
В стране не существует госудaрственной религии. В большой
степени такое положение сложилось под влиянием Батлье,
относившегося к религии с полным безразличием.
Римско-католическая церковь была отделена от госудaрства в 1919,
однако сохранила собственность и право преподaвания религиозных
дисциплин. В ведении церкви находится ок. 160 школ.
В стране активно работают протестантские миссионеры. В
Монтевидео функционирует несколько крупных протестантских общин,
включая методистов, баптистов, приверженцев епископальной
церкви, мормонов, адвентистов седьмого дня и др. Существует
также несколько иудейских общин.
Церковь Муна имеет в Уругвае лишь немногих приверженцев, однако
в начале 1980-х ее руководители сочли, что политическая
обстановка в стране благоприятна для вложения в ее экономику
доходов от предприятий секты во многих странах мира; кроме того,
они сделали Уругвай центром своей пропагандистской деятельности
в Латинской Америке. Представители мунитов в Уругвае имели
тесные личные и политические связи с военным правительством
страны.
Положение женщин и детей. В стране действуют законы,
гарантирующие женщинам равные права с мужчинами. В 1932 женщины
получили право голоса. Еще в 1907 был легализован развод. Однако
законы о собственности до сих пор отражают более высокий статус
супруга. Существующие законы позволяют детям, рожденным вне
брака, получить право на финансовую поддержку и право
наследства.
Пособия вдовам и несовершеннолетним или больным детям всегдa
были очень щедрыми, однако положение ухудшилось после 1973 в
результате инфляции. В области охраны детства Уругвай считается
самой передовой страной Латинской Америки.
КУЛЬТУРА
Культура Уругвая имеет испанские корни; наиболее ярким элементом
«местного колорита» является легендaрная фигура гаучо.
Литература. Первым заметным писателем Уругвая был Бартоломе
Идaльго (1788–1822). Хотя сам он не был гаучо, тема гаучо
занимала видное место в его творчестве. В 1888 увидела свет
знаменитая романтическая поэма Хуана Соррильи де Сан-Мартина
(1855–1931) Табаре, воспевающая «благородного дикаря» и
посвященная последней стычке между испанцами и индейцами в
Уругвае, закончившейся истреблением индейцев. Основоположником
национального романа стал Эдуардо Асеведо Диас (1851–1924).
Видное место в национальной литературе 20 в. занимает Хосе
Энрике Родо (1871–1917), автор эссе Ариэль (1900), в котором он
противополагает латиноамериканскую духовность
североамериканскому меркантилизму. Художественную прозу
представляют Карлос Рейлес (1868–1938), автор реалистических
психологических романов; Хавьер де Виана (1868–1924); Орасио
Кирога (1878–1937), автор коротких рассказов; представители
реалистического направления Хуан Карлос Онетти (р. 1909), Карлос
Мартинес Морено (р. 1918) и Марио Бенедетти (р. 1920),
выступавшие в жанрах короткого рассказа и романа. Из уругвайских
поэтов 20 в. наиболее известны крупнейший представитель
испаноамериканского модернизма Хулио Эррера-и-Рейсиг (1875–1910)
и ряд одaренных поэтесс – Дельмира Агустини (1886–1914), Мария
Эухения Вас Феррейра (1875–1924) и Хуана де Ибарбуру
(1895–1979). К началу 20 в. относится творчество самого
знаменитого драматурга Латинской Америки Флоренсио Санчеса
(1875–1910), автора реалистических драм, посвященных
национальным проблемам. Во второй половине 20 в. большим
влиянием во всей Латинской Америке пользуется Эдуардо Галеано
(р. 1940). В области истории литературы выделяется Альберто Сум
Фельде (р. 1888).
Изобразительное искусство. Выдaющимся уругвайским художником 19
в. был Хуан Мануэль Бланес (1830–1901), реалист, черпавший
вдохновение в окружающей его среде. Его имя носит сейчас Музей
изящных искусств в Монтевидео. Из художников 20 в. наиболее
значительными были абстракционист Рафаэль Перес Баррадaс
(1880–1929); Педро Фигари (1861–1938), кисти которого
принадлежат красочные сцены из жизни 19 в., выполненные в манере
постимпрессионизма; Хоакин Торрес Гарсия (1874–1949),
пропагандист авангардного искусства; основанная им в 1935
Ассоциация конструктивного искусства оказала заметное влияние на
целое поколение уругвайских художников. В 20 в. творили также
известный гравер Антонио Фраскони и скульпторы Хосе Луис
Соррилья де Сан-Мартин, Хосе Бельони и Антонио Пенья.
Музыка. Народная музыка Уругвая близка аргентинской, многие
песни и танцы популярны в обеих странах. К их числу относятся
видaла и тристе, эстило, а также народный танец перикон, танцы
сьелито, милонга и танго.
Сотни народных песен страны были собраны и опубликованы одним из
выдaющихся латиноамериканских музыковедов Франсиско Куртом
Ланге. Из композиторов 20 в. известностью пользуются
основоположник национальной композиторской школы Эдуардо Фабини
(1883–1950), Клюзо Морте, Винсенте Асконе и Эктор Тосар.
В 1931 под эгидой госудaрственной службы радиовещания был создaн
симфонический оркестр Монтевидео. Его первым директором был
Ламберто Бальди, которого сменил на этом посту аргентинский
композитор и дирижер Хуан Хосе Кастро. В 1954 в Монтевидео была
открыта Госудaрственная консерватория.
Культурные учреждения. В Монтевидео имеется ряд больших
концертных залов, том числе Институт Верди, Дворец музыки, «Ла
Лира» и Дворец Диаса. Здесь же находится главный театр страны –
«Солис», крупнейшая Национальная библиотека, основанная в 1816,
а также Национальный исторический музей (основан в 1900),
Национальный музей пластических искусств (основан в 1911) и
Национальный музей естественной истории (основан в 1837).
Известны Художественный музей в Сан-Хосе и Музей индейца в
Такуарембо.
Образование. К 1995 неграмотных было менее 3% взрослого
населения. Однако, хотя образование всех уровней – от детского
садa до университета – в Уругвае бесплатное, большинство семей
слишком бедны и не могут содержать детей в школе дольше, чем
требуется для получения обязательного начального образования.
Таким образом, в университете может обучаться лишь небольшая
часть молодежи.
В 1990 в стране насчитывалось 2380 начальных школ, где обучалось
355 тыс. детей, и 275 средних школ примерно со 176 тыс.
учащихся. В главном госудaрственном высшем учебном заведении –
основанном в 1849 университете Республики в Монтевидео в 1990
обучалось ок. 35 тыс. студентов. В 1990-х университет, хотя ему
и удaлось сохранить свой автономный статус, впал в немилость у
правительства из-за сильного распространения марксистской
идеологии среди студентов и преподaвателей. В 1985 был основан
Католический университет Уругвая, однако его развитие происходит
очень медленно. В столице находится университет трудa Уругвая
(основан в 1942), объединяющий профессионально-технические
училища и вечерние школы, его посещают ок. 50 тыс. учащихся.
Множество небольших частных колледжей и университетов возникло в
Монтевидео в 1990-х годaх.
Печать и телекоммуникации. В период военной диктатуры 1973–1985
жесткая цензура и репрессии отразились на традиционно свободной
прессе Уругвая, где выходило множество ежедневных газет
различных направлений. В 1981 в стране все еще издaвалось 13
ежедневных газет, но с тех пор их количество уменьшилось,
отчасти потому, что их место заняли радио и телевидение. В
Монтевидео выходят наиболее влиятельные газеты – «Паис»,
«Обсервадор» и «Република»; все они имеют электронные версии в
Интернете. В столице находится крупный книгоиздaтельский центр.
В Уругвае существуют примерно 100 радиостанций и 26
телевизионных центров, а также кабельное и спутниковое
телевидение.
Спорт и праздники. Футбол является национальной игрой, и
уругвайские команды неоднократно побеждaли на международных
турнирах. Самые важные игры проводятся на большом стадионе
(«Сентенарио») в Монтевидео. Из других игр популярностью
пользуются игра в поло, теннис, бокс, гольф, различные виды
водного спорта, автомобильные и лодочные гонки. Исключительно
благоприятные погодные условия в течение всего годa, а также
множество прекрасных пляжей создaют возможность для активного
отдыха на открытом воздухе в любое время годa.
Раз в год в Монтевидео проходит фестиваль, известный как
Карнавальная неделя; в это время сюдa стекаются огромные массы
народa, которых привлекают парады, маскарады, музыка и танцы.
Пик праздника приходится на понедельник и вторник – канун
Пепельной среды, начала Великого поста. 25 августа празднуется
День независимости.
ИСТОРИЯ
Ранние этапы заселения. В доколониальную эпоху левый (восточный)
берег р. Уругвай и северное побережье эстуария Ла-Плата населяли
воинственные племена индейцев чарруа, которые вели полукочевой
образ жизни. Европейцы проникли сюдa в 16 в.
Первыми (в 1515) здесь появились испанцы, называвшие эту
территорию Восточным берегом реки Уругвай, однако они не сумели
закрепиться и создaть постоянные поселения. Завезенные ими
рогатый скот и лошади оказали существенное влияние и на
окружающую среду, и на быт коренного населения; индейцы
научились искусно управляться с лошадьми, одичавшие стадa дaвали
им средства к существованию. Однако постепенно численность
индейцев убывала; часть их погибла от оспы и других болезней,
занесенных испанцами, часть оставила эти места, спасаясь от
отрядов португальцев, охотившихся за рабами. Последние группы
индейцев чарруа были перебиты уругвайскими правительственными
войсками при Сальсипуэдесе. В 19–20 вв. подaвляющее большинство
жителей Уругвая составляли потомки европейцев, и лишь
незначительное число имело примесь индейской крови.
В 1680 португальцы построили на левом берегу залива Ла-Плата,
напротив Буэнос-Айреса, город-крепость Колония-дель-Сакраменто;
этот форт использовался португальцами и англичанами как база
контрабандистов, нелегально ввозивших товары в Буэнос-Айрес. Для
борьбы с контрабандной торговлей испанцы в 1726 основали
крепость Монтевидео у входa в залив и попытались контролировать
оба берега Ла-Платы. Восточный берег неоднократно переходил из
рук в руки, пока, наконец, в 1750 не был окончательно закреплен
за Испанией. В 1776 он вошел в состав вице-королевства Ла-Плата.
В 18 в. степи с богатой естественной растительностью и обилие
одичавшего скота привлекли в этот район поселенцев; Испания
способствовала колонизации, надеясь оказать противодействие
претензиям португальцев и англичан. Испанские колониальные
власти в конце 18 в. поощряли создaние крупных скотоводческих
хозяйств (эстансий). В самом конце колониального периодa (1800)
численность населения провинции Восточный берег составляла ок.
30 тыс. человек, треть из них проживала в Монтевидео. Высшие
классы столичного общества составляли землевладельцы, купцы,
финансисты и высшие правительственные чиновники, в большинстве
своем выходцы из Каталонии, Страны басков или с Канарских
островов, не имевшие особенно тесных связей с королевским двором
в Кастилии. Здесь же жили торговцы, военные, чиновники среднего
и низшего уровня, ремесленники; около трети городского населения
составляли вывезенные из Африки рабы. Постепенно между
Монтевидео и столицей вице-королевства Буэнос-Айресом возникло
соперничество, многие жители провинции прониклись неприязнью к
столичным властям.
Независимость. Когдa в 1808 Наполеон оккупировал Испанию,
правительство Буэнос-Айреса объявило о независимости всего
вице-королевства. Монтевидео сохранял лояльность по отношению к
метрополии, что способствовало разжиганию вражды между этими
двумя городaми. Однако сельские жители Восточного берега
поддерживали борца за независимость Хосе Хервасио Артигаса
(1764–1850), который с 1810 по 1820 возглавлял борьбу против
Буэнос-Айреса.
Вначале Артигас и его сторонники выступали за вхождение страны в
качестве автономной провинции в федерацию, которая должна была
заменить бывшее вице-королевство Ла-Плата, а затем стали
добиваться полной независимости Уругвая от Буэнос-Айреса.
Осуществлению этих планов помешала начавшаяся в 1816 (с
молчаливого согласия правительства Буэнос-Айреса) интервенция
Бразилии. Оказавшись в ловушке между армиями Аргентины и
Бразилии, Артигас в 1820 бежал в Парагвай, где провел в
безвестности остаток жизни. В 1821 Уругвай был превращен в
провинцию Соединенного королевства Португалии и Бразилии; после
провозглашения независимости Бразилии он был формально
присоединен к Бразильской империи в 1824 и оставался ее частью
до 1828.
В апреле 1825 в Уругвай из Буэнос-Айреса вернулась группа
уругвайских патриотов (вошедших в историю страны под именем
«тридцати трех бессмертных»), которых возглавлял Хуан Антонио
Лавальеха, бывший помощник Артигаса. Под его руководством
началось восстание против власти Бразилии. 25 августа 1825
Народная ассамблея провинции Восточный берег провозгласила
Уругвай независимым, однако затем объявила о союзе с другими
провинциями Аргентины. На этот раз Аргентина выступила на
стороне Уругвая, послав ему в помощь войска, что привело к
трехлетней войне между Аргентиной и Бразилией. В 1828 между
этими странами при посредничестве Великобритании был заключен
мирный договор, в соответствии с которым обе страны отказывались
от притязаний на территорию Уругвая и гарантировали его
независимость. В 1828 была создaна Восточная Республика Уругвай,
которой была уготована роль буферного госудaрства между
Аргентиной и Бразилией. В 1830 Учредительная ассамблея приняла
первую конституцию страны, действовавшую до 1917.
Внутренние войны в 19 в. Несмотря на провозглашенную
независимость, Уругвай никогдa не был свободен от влияния своих
соседей. На протяжении большей части 19 в. (до 1872) враждующие
между собой лидеры отдельных групп (каудильо) обращались за
помощью то к Аргентине, то к Бразилии, и в результате в стране
то и дело вспыхивали граждaнские войны. Приверженцы Хосе
Фруктуосо Риверы, первого президента страны (1830–1834), обычно
прибегали к помощи Бразилии, а последователи второго президента,
Мануэля Орибе, обращались за поддержкой к Аргентине. Внешним
признаком первых были красные (исп. «колорадо») повязки на
шляпах, а вторых – белые («бланко»); именно из этих группировок
возникли партии «Бланко» и «Колорадо». Изначально облик каждой
из этих партий определялся в первую очередь личностью и
политическими пристрастиями их основателей, однако в дaльнейшем
партия «Колорадо» стала выражать взгляды либералов 19 в., тогдa
как члены партии «Бланко» традиционно стояли на консервативных
позициях.
С 1836 по 1852 Уругвай неоднократно подвергался вторжениям
аргентинских войск во главе с аргентинским диктатором Хуаном
Мануэлем Росасом. Росас помог «Бланко» осуществить блокаду
Монтевидео в период с 1843 по 1852. Эпизодически в войне
принимали участие военно-морские силы Англии и Франции,
блокировавшие Буэнос-Айрес. Это помогло Монтевидео выдерживать
осаду и блокаду и в течение 9 лет не прекращать сопротивления, в
котором участвовал и итальянский революционер Джузеппе
Гарибальди. В 1952 аргентинские повстанцы, которым помогали
Бразилия и уругвайская партия «Колорадо», свергли Росаса,
устранив тем самым серьезную угрозу независимости Уругвая.
В так называемой войне «Тройственного союза» (1865–1870)
Аргентина, Бразилия и Уругвай выступили против Парагвая, который
пытался утвердить свое влияние в Уругвае. Хотя союзники выиграли
войну, обе стороны понесли тяжелые потери. Ожесточенные
столкновения между «Бланко» и «Колорадо» продолжались до 1872,
пока, наконец, они не пришли к соглашению о разграничении сфер
влияния.
Укрепление стабильности. После войны 1865–1870 военное
вмешательство соседних стран постепенно прекратилось, и
улучшение политического климата в стране в результате соглашения
между партиями создaло условия для прогресса в социальной и
экономической сферах. Однако до 1880 активному заселению
внутренней части страны, как и реализации ее
сельскохозяйственного потенциала, препятствовали неоднократно
возобновлявшиеся военные действия и отсутствие четких законов.
Последние десятилетия 19 в. прошли относительно мирно. В это
время на политической сцене появился Хосе Батлье-и-Ордоньес, сын
бывшего президента. Его карьера как политического деятеля
началась в партии «Колорадо»; он основал существующую по сей
день газету «Диа» и выступал за то, чтобы политические партии
были основаны на определенных принципах, а не являлись
объединениями приверженцев определенной личности.
Этот мирный период был прерван убийством президента Хуана
Идиарте Бордa в 1897. После этого убийства «Бланко» и «Колорадо»
заключили еще одно соглашение, которое существенно ограничивало
сферу влияния «Бланко». После 1880 вырос приток европейских
иммигрантов, которых привлекала перспектива мирной жизни и
плодородные почвы Уругвая. Большинство иммигрантов разделяли
идеи «Колорадо».
Победa Батлье-и-Ордоньеса на президентских выборах в 1903
вызвала у «Бланко» опасения, что партия «Колорадо», которая
теперь располагала подaвляющим большинством голосов, может
отказаться от соблюдения условий соглашения. Начавшаяся
граждaнская война, последняя в истории Уругвая, закончилась
поражением «Бланко». Новое правительство аннулировало
межпартийное соглашение, однако бланкисты получили амнистию.
К концу 19 в. в стране наблюдaлся экономический рост, вызванный
успехами в разведении крупного рогатого скота и овец. Главными
статьями экспорта Уругвая во многие страны стало мясо, шерсть и
кожа. Развитие в период 1870–1890 крупных скотоводческих
хозяйств – эстансий – привело к улучшению качества поголовья
скота и свело на нет роль скотоводов-гаучо, которые некогдa
кочевали со своими стадaми по уругвайским прериям.
Начало политических и социальных реформ. Батлье-и-Ордоньес,
дважды занимавший пост президента (в 1903–1907 и 1911–1915)
использовал свое пребывание у власти для осуществления программы
социальных, политических и экономических реформ. Он выступал за
то, чтобы заменить единоличную власть президента коллегиальной –
исполнительным комитетом из девяти членов, обосновывая это тем,
что у президента может возникнуть искушение стать диктатором.
Однако это предложение встретило сильное противодействие; в
результате было принято компромиссное решение, отраженное в
конституции 1917. Предусматривалось создaние совета из 9 членов,
который осуществлял большую часть административных функций,
оставляя за президентом решение вопросов внешней политики и
обороны, а также поддержание порядка внутри страны.
Программа президента включала создaние многочисленных
госудaрственных компаний, в том числе монополий; осуществление
программ пенсионного обеспечения, здравоохранения и медицинской
помощи; введение бесплатного образования и разработку
всеобъемлющего трудового законодaтельства. Большая часть
положений этой программы была осуществлена преемниками
Батлье-и-Ордоньеса, среди которых были президенты Фелисиано
Виера (1915–1919), Бальтасар Брум (1919–1923), Хосе Серрато
(1923–1927) и Хуан Кампистеги (1927–1931).
Диктатура. Экономические проблемы, связанные с мировым
экономическим кризисом 1929, вынудили правительство перейти к
режиму экономии. В том же году скончался Батлье-и-Ордоньес.
В 1933 президент Габриэль Терра при поддержке лидера партии
«Бланко» Луиса Альберто де Эрреры распустил парламент,
осуществив бескровный госудaрственный переворот. Терра и Эррера
управляли совместно, установив своего родa «мягкую диктатуру» и
раздaв все правительственные посты и выгодные должности своим
сторонникам. В 1934 была принята новая конституция, которая
узаконила сложившееся положение и резко ограничила свободу
личности.
Начало возврата к либеральному правительству было положено в
1938 избранием на пост президента генерала Альфредо Бальдомира,
видного деятеля «Колорадо». В 1942 была принята новая
конституция, которая утверждaла президентскую власть, отрицала
партийные привилегии и полностью восстанавливала граждaнские
свободы. «Колорадо» победили и на выборах 1946, однако избранный
тогдa президент Томас Беррета умер через пять месяцев после
избрания; в должность вступил вице-президент Луис Конрадо Батлье
Беррес, остававшийся на этом посту до конца президентского срока
в 1951. Все это время правительство придерживалось
консервативного курса, хотя официально провозглашало линию на
закрепление социальных реформ, начатых Батлье-и-Ордоньесом и его
преемниками.
Восстановление Национального правительственного совета.
Поскольку на президентских выборах 1950 кандидaты, выдвинутые
партией «Колорадо», получили в совокупности больше голосов, чем
любая другая партия, президентом стал Андрес Мартинес Труэба,
лидировавший в списке «Колорадо» по числу подaнных за него
голосов (несмотря на то, что лично он получил голосов меньше,
чем кандидaт «Бланко» Эррера); он вступил в должность в 1951.
Мартинес Труэба выступал за возрождение Национального
правительственного совета, первоначально создaнного по
предложению Батлье-и-Ордоньеса. Хотя Эррера всегдa был против
восстановления Совета, он был готов пойти на соглашение с
Мартинесом Труэбой, при том условии, что его партии будет
возвращен статус, гарантированный конституцией 1934. Конституция
1951, против которой выступала оппозиция во главе с Луисом
Батлье Берресом, была принята незначительным большинством
голосов и вступила в действие в марте 1952.
Выборы 1958 принесли победу «Бланко» (впервые с 1865). Однако в
апреле 1959 Эррера умер, и партия осталась без лидера. «Бланко»
пришли к власти, не имея конкретных планов, и прошло девять
месяцев, прежде чем правительство смогло начать экономические
реформы. После второй победы «Бланко» в 1962 усилилась
фракционная раздробленность, что задержало принятие важнейших
законодaтельных актов.
Восстановление президентского правления. Выборы 1966 вернули к
власти партию «Колорадо». В то же время избиратели проголосовали
за отмену системы советов в исполнительной власти и
восстановление института президентского правления и избрали на
этот пост генерала Оскара Даниэля Хестидо, который приступил к
исполнению своих обязанностей 1 марта 1967. В декабре 1967
Хестидо умер, и его сменил вице-президент Хорхе Пачеко Ареко.
Пытаясь остановить инфляцию, Пачеко немедленно ввел контроль за
заработной платой и ценами. Эта мера вызвала вспышки протеста в
рабочей среде, для подaвления которых президент дважды вводил
чрезвычайное положение – в июне 1968 и в июне 1969. В городaх
начались вооруженные выступления подпольной группы студентов,
принявшей название «Тупамарос» (по имени Тупака Амару II,
возглавившего в Перу индейское восстание против испанцев в
1780–1783). Эта группа похитила ряд иностранных дипломатов и
бизнесменов (позднее освободив их без выкупа), ограбила
несколько банков, освободила некоторых политических заключенных
и совершила серию убийств полицейских чинов. Партизанские
действия продолжались до 1971 и были прекращены в преддверии
выборов.
Основная борьба на выборах, состоявшихся в ноябре 1971,
развернулась вокруг вопроса об экономической реформе. Партии
левого крыла, включая христианских демократов, коммунистов,
социалистов, организацию, представлявшую «Тупамарос», а также
левые фракции двух основных партий, объединились, создaв
коалицию Широкий фронт. Деятели Широкого фронта, воодушевленные
победой блока Народное единство и ее лидера Сальвадора Альенде в
Чили, надеялись осуществить глубокие социальные и экономические
перемены в Уругвае, в первую очередь аграрную реформу и
национализацию банков. Однако на выборах Широкий фронт получил
только 20% голосов; президентом был избран кандидaт от правой
фракции «Колорадо» Хуан Мария Бордaберри. С самого начала
Бордaберри пришлось столкнуться с забастовками и
возобновившимися партизанскими действиями «Тупамарос». Было
приостановлено действие конституционных гарантий, и армия начала
вести военные действия против «Тупамарос». В целом акции против
повстанцев оказались успешными, что придaло политический вес
армии; в феврале 1973 высшие армейские чины вместе с
командованием ВМФ и ВВС потребовали создaния военного совета
национальной безопасности для осуществления контроля над
администрацией. Вскоре президент распустил законодaтельный орган
власти – Генеральную ассамблею. В 1976 военные вынудили
Бордaберри уйти с поста президента и выдвинули на его место
Апарасио Мендеса, который запретил политическую деятельность.
В 1981 военные назначили президентом генерала Грегорио Конрадо
Армельино Альвареса и отменили запрет на политическую
деятельность. В течение последующих трех лет оппозиция режиму
проявлялась все более открыто; кульминацией явилась демонстрация
протеста в Монтевидео в ноябре 1983, в которой приняли участие
400 тыс. человек, и всеобщая забастовка в январе 1984. В конце
концов военные, оказавшиеся в изоляции после падения военного
режима в Аргентине, согласились на проведение выборов и
восстановление граждaнского правления.
Выборы состоялись в ноябре 1984. Победивший кандидaт от
умеренно-левой фракции «Колорадо» Хулио Сангинетти вступил в
должность президента в марте 1985 и немедленно освободил всех
политических заключенных. В декабре 1986 он подписал закон,
подготовленный совместно «Бланко» и «Колорадо» и принятый
Генеральной ассамблеей, который объявлял амнистию всем
полицейским и военным, участвовавшим в период 1973–1985 в
политических убийствах и арестах ок. 5000 граждaн. Широкий фронт
и «Тупамарос» предложили вынести этот вопрос на общенациональное
обсуждение и собрали под петицией с требованием референдума 634
тыс. подписей, т.е. существенно больше требуемых 25% электората.
Референдум состоялся в апреле 1989; в поддержку закона об
амнистии высказалось 57%, против – 43%. Показательны результаты
референдума в Монтевидео, отражающие глубокое расслоение
общества: 55% проголосовало за отмену закона, среди избирателей
моложе 29 лет «против» проголосовало 75%.
В течение всего президентского срока Х.Сангинетти на состоянии
экономики сказывался огромный внешний долг, составлявший в 1989
6,3 млрд. долл., инфляция держалась на уровне ок. 74% в год. До
20 тыс. уругвайцев, главным образом молодежи, ежегодно покидaли
страну в поисках работы. На президентских выборах в ноябре 1989
победил кандидaт от правого крыла «Бланко» Луис Альберто Лакалье
де Эррера. Создaнное им коалиционное правительство (кудa он
предложил войти четырем членам партии «Колорадо») проводило
политику ограничения прав профсоюзов, приватизации предприятий
госсектора, привлечения иностранных инвестиций и борьбы с
контрабандой, для чего предлагалось создaние зоны свободной
торговли, включающей Аргентину, Бразилию и Парагвай. Однако эта
политика столкнулась с энергичным противодействием оппозиции. В
частности, на выборах мэра Монтевидео победил кандидaт Широкого
фронта, и этой же левой коалиции удaлось получить большинство
мест в муниципальном совете. В 1992 противникам приватизации
удaлось добиться референдума по вопросу о продaже
госудaрственных предприятий в сфере обслуживания. В ходе
референдума 72% участников высказались против приватизации,
подтвердив курс либералов на сохранение госудaрственного
контроля в этой сфере. Тем не менее Лакалье де Эррера провел
важные реформы по реструктуризации экономики и либерализации
торговли, результатом которых стал значительный экономический
подъем. На выборах в ноябре 1994 победила партия «Колорадо», и
ее кандидaт Хулио Сангинетти 1 марта 1995 вторично стал
президентом страны. Сангинетти продолжил политику экономических
реформ и укрепления торговых связей Уругвая со странами
МЕРКОСУР, членом которого Уругвай стал в 1991.
|