Интернет-СправочникЖивая природа. Публикация 249.Первоисточник
|
|
||||||||||||
|
СВЕРЖЕНИЕ «ХАНА»
К 75- летию первовосхождения на пик Хан-Тенгри
Евгений Иорданишвили – профессор,
МС СССР горному по туризму. …Спросив обычного собеседника: – Из чего состоят горы, наверняка получишь ответ – Из камня. Более сведущие в геологии назовут пару мудрых слов – гранит, диабаз, базальты. И, пожалуй, никто не решится произнести слово «мрамор». А между тем, в самом центре Тянь-Шаня, соперничая с доминирующим массивом самого северного в мире «семисполовинойтысячника» – пика Победы, вознеслась к небу семитысячная пирамида, сотворённая природой из чистого мрамора. Это Хан-Тенгри – повелитель неба, ласково и уважительно называемый послевоенными поколениями альпинистов – Хан.
Острая
пирамида, в числе первых вершин освещаемая утром Солнцем,
издавна была знакома жителям предгорных равнин северного
Тянь-Шаня. Более или менее систематизированные сведения
европейских путешественников датируются уже серединой ХIХ
века. Красочное описание Хан-Тенгри даёт в своих дневниках
выдающийся русский путешественник – исследователь П.П. Семёнов,
получивший за свой вклад в изучение Средней Азии приставку к
фамилии – «Тянь-Шанский» Вторая половина ХIХ века – время активного исследования Тянь-Шаня российскими ботаниками, геологами, зоологами – экспедиции Северцева, Краснова, Игнатьева закрепляют Тянь-Шань, как область научных интересов России. Позднее интерес к Тянь-Шаню начали проявлять европейские учёные и альпинисты – итальянцы Боргезе и Брохерель, венгр Альмаши, немцы Мерцбахер и Фридрихсен. Эти экспедиции позволили уточнить высоту и месторасположение мраморной пирамиды. Первые данные И. Игнатьева ещё в 80-х годах ХIХ века дали цифру 7320 м. Более поздние – Мерцбахера в начале ХХ века – 7.200 м. В любом случае Хан-Тенгри становится самым северным семитысячником планеты. В 1900 г. итальянская двойка – известный горный путешественник Чезаро Боргезе и ещё более известный альпинистский горный проводник Морис Цурбринген задумывают первовосхождение на Хан-Тенгри, стремясь установить мировой высотный рекорд альпинизма. Только что покорённый Цурбригеном южно-американский гигант Аконкагуа – ниже семи тысяч метров. Однако дальше одного из перевалов им пройти не удаётся. Единственная ценная, альпинистская информация – определён путь к подножью вершины – это ледник Иныльчек – граница Российской и Китайской Империй. Две последующие попытки – германского исследователя Мерцбахера показали перспективность подхода к леднику Инылчек с запада, со стороны реки Сарыджас и привели к открытию одного из самых экзотических и недоступных горных озёр нашей планеты, получившего имя открывателя – Мерцбахера. ![]() Озеро Мерцбахера (фото Никитина С.)
Озеро,
находящееся на стыке Южного и Северного Иныльчека с отвесными
неприступными берегами переполняясь талыми водами в середине
лета прорывается в долину Сарыджаса, оставляя оголённое дно с
огромными ледяными айсбергами. Котлован длиной более километра и
шириной 150-200 м снова медленно заполняется ледяной водой…
Так, на основе отрывочных данных, подкреплённых летними походами русских военных топографов, к 1912 году – преддверию первой мировой войны, создаётся приблизительная топографическая карта Центрального Тянь-Шаня, в «тылу» которой, лишь примерно обозначено месторасположение гиганта района – мраморной пирамиды Хан-Тенгри. Война, революция, басмаческие проблемы советской Средней Азии, почти на два десятилетия отодвинули серьёзное альпинистское изучение восточной части Тянь-Шаня, района истоков Северного и Южного Иныльчека и стоящих между ними массивов Хан-Тенгри и прилегающих вершин. С 1929 г., по инициативе московской секции альпинизма ОПТЭ, поддержанной топографическим управлением РККА, начались ежегодные комплексные экспедиции в центрально-тяньшаньский горный узел. Инициатором и руководителем их стал один из ведущих советских альпинистов тех лет – М.Т. Погребецкий1/.
Сегодня штурмовая группа имеет надёжную связь с базовым лагерем, а он, практически со всем миром. Экспедиция Погребецкого не имела никакой радиосвязи, ни местной, ни стратегической… Высокие горы иногда фигурально сравнивают с красивыми, но коварными и злопамятными женщинами… Такие, в первую и даже вторую встречу ласковы и привлекательны, а потом в любой миг могут сменить милость на гнев… Второе восхождение, которое состоялось через пять лет, по свидетельству одного из участников – Е. Колокольникова – также прошло на редкость успешно. При хорошей погоде, умеренном морозе, прекрасном самочувствии восходителей. Вершина явно оказывалась ручной, несмотря на высоту и весьма внушительный вид. В этом же сезоне на штурм Хан-Тенгри отправляется группа, к которую входят двое лучших альпинистов страны – братья Абалаковы (см. в этой книге статью «К столетию братьев Абалаковых…»). Подстать им цвет московского альпинизма тех лет – австриец Лоренц Саладин, Леонид Гутман, Михаил Дадиомов. У восходителей первоклассное, по тогдашним отечественным меркам, высокогорное снаряжение. Базовый лагерь установили на месте предыдущих экспедиций, на морене Южного Иныльчека поблизости от впадения в него ледника Семеновского. Первый маршрутный лагерь – снежная пещера на высоте 5.600 м. Два дня переживается буран в пещере и снова вверх. Здесь и далее все фотографии сделаны в 1936 году.
…Четвёртый день восхождения, великолепная солнечная погода, правда, с сильным похолоданием. На высоте более 6000 м уже -30 градусов… Тяжелейший день. Поставлена задача – вершина сегодня, любой ценой! Уже к концу дня предельно уставшие, но счастливые, восходители на вершине. На юге снова густая облачность, не видно никаких вершин (это обстоятельство ещё на много лет отодвинуло «свидание» с пиком Победы). Сорок минут на вершине, серия фотографий и, спуск вниз! Уже через час даёт себя знать крайняя усталость Саладина и Дадиомова. У них теряют чувствительность пальцы ног. Температура воздуха уже ниже -30 градусов… Принято решение об ускоренном спуске части группы. Саладин, Гутман и Виталий Абалаков, спрямляя путь и сильно рискуя, стремятся вниз, к базовому лагерю. Дадиомов и страхующий его Евгений Абалаков двигаются вслед. Дадиомов совсем плох, просит оставить его… Евгений Абалаков решается на отчаянный, запрещенный на незнакомых склонах шаг – глиссирование в паре с почти беспомощным восходителем… Кувыркаясь, уже в темноте, спускаются они к месту, где должна быть пещера.
И не находят её… После мучительных поисков Евгений всё же находит засыпанную снегом пещеру. Но тройки восходителей нет. Ночные поиски приносят результат. Тройка была в тяжелейшем состоянии. Гутман4/, сорвавшийся и пролетевший 200 м по склону – без сознания. Лоренц Саладин и Виталий Абалаков с тяжелыми обморожениями. Ночь прошла ужасно – дно пещеры было залито ледяной водой. Половина следующего дня посвящается попытке спуска Дадиомова, который совсем плох. Попытка не удалась. Укутали его всем теплым и оставили в надёжном месте. Сами снова поднялись в пещеру. Отсутствие радиосвязи не оставляло шансов на помощь снизу… …Последний день спуска. Частично восстановив силы, Гутман двигается сам. Чудом избежали лавины, пересекавшей маршрут спуска. И вот, наконец, на морене показались палатки базового лагеря. Лагеря… без людей! В те времена эйфории растущего советского альпинизма, вспомогательные группы, рассматривались, чуть ли не как внесение в отечественный альпинизм чуждых, капиталистических нравов, деления альпинистов на людей первого и второго сорта… Караван должен вернуться только через неделю. Саладин и Дадиомов в тяжелейшем состоянии, нуждаются в неотложной медицинской помощи, самостоятельно двигаться не могут. За помощью должен идти Виталий Абалаков. «Стартовые данные» – ужасны. Правая нога обморожена, сильно болит, но чувствуется – оживает. С левой – значительно хуже – почернела и вздулась. Несколько пальцев на руках тоже безнадёжны, но ходьбе это не мешает…Осознание пути – только урывками. От рук и ноги уже идёт трупный запах. Провалы в трещины, слава богу неглубокие, камни морен, снежные мосты… и снова метры ледника, складывающиеся в километры… На морене увидел конские следы, видимо караван вышел вверх досрочно. Упал и отключился до утра. Проснулся от конского ржания… …Саладин умер в седле – покоритель Пиренеев и Кавказа, Альп и Анд, победив главу Тянь-Шанских гор – самого «Хана» – повелителя неба… Мальчишеский задор восхождения отозвался на всю жизнь – смертью Саладина и тринадцатью ампутированными пальцами на руках и ногах Виталия Абалакова. Ступни и кисти удалось спасти. Мужественный человек не бросил альпинизм, но всю последующую жизнь пользовался альпинистским снаряжением – ботинками, ледорубом, кошками, специально разработанными для его искалеченных конечностей… ![]()
Хан. Дадимов, Абалаков В., Саладин, Абалаков Е., Гутман
Л.
…Десятки сезонов отшумели над вершиной «Хана». Ветрами, снежными флагами, лавинами, беспокойными, честолюбивыми гостями… В самом конце ХХ века он «подрос» на 15 метров, отобрав у соседа – пика Победы титул самого северного семитысячника планеты. Не будем муссировать факт – так это, или не так! Международный киргизский лагерь в верховьях Иныльчека даёт валюту, в т.ч. для развития киргизского альпинизма. А коммерция и альпинизм уже во всём мире стали «сиамскими близнецами» – разделять которые спортсмены пока не научились… И если видит старый «Хан» ещё сны, то в самом хорошем из них увидит он ранее солнечное утро1931 года, пронизывающий до костей морозный ветер и радостные, обожженные горным солнцем, лица трёх людей, стоящих на семикилометровом мраморном пьедестале его вершины5/…
1/
Погребецкий
Михаил Тимофеевич
(1892-1956)
– …На
первую мировую войну ушел
добровольцем, будучи
студентом
Петербургского
медицинского
института. ЗМС – 2/ Тюрин Борис (1911-1936) – …родился в Полтаве. В 1933 – поступает в ЛГУ на географический факультет. 9 февраля 1936 при переходе через перевал Бечо трагически погиб, будучи рук. группы альпинистов ЛГУ. См. Персоналию в 1-ом томе книге (Прим. ред.). 3/ Семеновский Василий Логинович (1884-1944) – ЗМС СССР – 1936. …За участие в революционных событиях в 1905 был арестован и приговорен к длительному заключению в арестантских ротах, откуда бежал и эмигрировал в Швейцарию. С 1907 – приобщается к альпинизму… См. Персоналию в 3-м томе книге (Прим. ред.).
4/
Гутман
Леонид – руководитель первовосхождения на пик Победы ( 5/ Подробнее читайте – М.Т. Погребецкий. Три года борьбы за Хан-Тенгри. Харьков, 1935. |
|||||||||||
п»ї | ||||||||||||
|
||||||||||||